Оглавление:

Коробка передач трактора МТЗ 80, устройство и схема

Коробка передач трактора МТЗ 80 является одной из важнейших частей всего агрегата. Она служит для передвижения на разных скоростях и разной тяговой мощности, а также для работы заднего хода и бокового вала отбора мощностей. Коробка передач МТЗ-80 имеет 9 ступеней привода в переднюю сторону и 2 ступени в заднюю сторону.

Коробка передач трактора МТЗ 80

Это значит, что КПП МТЗ 80 может переключать 18 скоростей при движении вперед и 4 скорости заднего хода. Понижающий редуктор помогает удваивать количество передач. Вы можете поставить ходоуминьшитель к своей КПП, если вам нужно двигаться на скорости ниже, чем позволяет стандартная КПП.

Устройство коробки передач МТЗ 80

Первичный и вторичный вал размещены в корпусе коробки на одной оси. Промежуточный вал вместе с валом первой передачи и заднего хода устроен параллельно первичному и вторичному, так же как. Первичный вал закреплен двумя подшипниками, один из которых устроен в стакане корпуса КПП, другим подшипником первичный вал присоединен к вторичному валу через передний торец последнего.

Устройство коробки передач МТЗ 80

На шлицы первичного вала установлены ведущие шестерни третьей, четвертой и пятой передачи. На шлицы первичного вала также закреплен понижающий редуктор через ведомую шестерню. Ведомые шестерни третьего, четвертого, пятого переключателя передач установлены на шлицы пустого внутри промежуточного вала.

Промежуточная шестерня сцепляется с ведомой шестерней третьей передачи. Эта же промежуточная шестерня также соединена со скользящей шестерней третьей передачи и регулирует понижение передачи.

Промежуточный вал КПП МТЗ 80

Перейдем к промежуточному валу, который мы упоминали ранее. Вал вращается на втулке и шарикоподшипниках. Втулка соединяется с главной шестерней второй ступени редуктора, которая установлена на двух роликовых подшипниках. Внутри шестерни размещен внутренний вал вместе со втулкой, которая его поддерживает.

Сзади описываемой шестерни есть кулачки для заднего синхронного вала отбора мощности. Сверху главной шестерни размещена крыльчатка функция которой — смазывать шестеренки главной передачи и дифференциала коробки переключения передач.

Принцип работы: крыльчатка вращается и распыляет машинное масло спрыскивая активные детали трактора МТЗ-80. На одном торце вала вторичной коробки передач есть внутренний и наружный венцы, которые неразделимы с валом. Вторичный вал присоединяется двумя коническими роликовыми подшипниками.

С помощью шлицов на вторичный вал коробки передач трактора МТЗ-80 одеваются прикрученная гайкой ведущая шестерня главной передачи и ведомая шестерня второй ступени редуктора.

Редуктор и коробка передач МТЗ 80

Редуктор коробки передач МТЗ-80 имеет две ступени, первая из которых переключает первую, вторую, третью, четвертую, пятую передние передачи и регулирует первую скорость на заднем ходу, а вторая отвечает за все остальные передачи.

Редуктор и коробка передач МТЗ 80

Чтобы работала первая ступень редуктора, нужно ведущую шестерню первой ступени сцепить с наружным венцом вторичного вала. Теперь вам нужно включить вторую ступень редуктора. Передвиньте главную шестерню первой ступени редуктора так, чтобы она вошла в зубчатый внутренний венец шестерни второй ступени редуктора.

Когда вы включаем первую или вторую ступень редуктора нашей коробки переключения передач, скользящая шестеренка четвертой и пятой передачи двигается вперед и переключает трактор на пятую или восьмую скорость.

Если эта же шестерня движется назад, тогда срабатывает переключение на четвертую или седьмую передачу. Скользящая шестеренка третьей передачи при скольжении вперед двигает трактор на третьей или шестой передаче. При её передвижении назад шестерня зацепляется за внутренний венец вторичного вала и срабатывает девятая передача.

При перемещении назад скользящей шестерни пониженной передачи мы имеем первую или вторую передачу, а при её скольжении вперед — задний ход.
Промежуточная шестерня заднего хода оборачивается вокруг своей оси и крепится к венцу ведомой шестерни пятой передачи и заднего хода.

Работа коробки передач МТЗ 80 с ходоуменьшителем

Немного о работе коробки переключения передач МТЗ-80 с ходоуменьшителем. Движение при их взаимодействии переходит от промежуточной шестерни к ведомой шестерни первой передачи и заднего хода. Ведомая шестерня, в свою очередь, установлена на вал первой передачи и заднего хода.

Работа коробки передач МТЗ 80 с ходоуменьшителем фото

Для того чтобы поставить ходоуменьшатель на КПП, передвиньте пружину в буртик вала до упора, а затем при помощи рычага переключения передач вывести из сцепления ведомую шестерню, которая включает ходоуменьшитель, и ведомую шестерню первой передачи и заднего хода.

В передней части корпуса на одной оси находятся промежуточный вал и гнездо внутреннего вала. По бокам корпуса размещены лючки с заглушками, которые нужны, чтобы специалист мог осмотреть детали коробки передач, установить на неё ранее упоминаемый ходоуменьшитель и боковой вал отбора мощностей.

Ремонт коробки передач трактора МТЗ 80

Если вы слышите стук или шумы при работе коробки передач, шестеренки сами по себе выключаются, или шестерены и зубчатые муфты выключаются слишком туго, когда вы переключаете передачи, вам стоит уделить время ремонту вашей КПП. Обычно неисправность коробки переключения передач заключается в дефектах вилок переключения, подшипников, фиксаторов или валов коробки. Также есть вероятность, что проблема в зацеплении шестерен.

Ремонт коробки передач трактора МТЗ 80 фото

Допустим, вы слышите скрежетание шестерен, когда переключаете передачи. Тогда у вас износились диски аппарата управления сцеплением, или неправильно отрегулировано сцепление шестерней.

Если скрежет не прошел после того, как вы все отрегулировали и сменили износившиеся детали, посмотрите, в порядке ли аппарат управления тормозками. Отрегулируйте пружину механизма. В сжатом состоянии её длина не должна превышать 32 мм.
Не помогло?

Тогда снимите крышку корпуса сцепления и понижающего редуктора и проверьте щели между накладками тормозкового диска и зазоры между вилкой включения и цапфами отводки.

Если толщина накладок диска тормозка меньше 1,5 мм, вам следует заменить его. То же самое касается вилки включения и отводки, если щели между ними больше 2,2 мм. Чтобы заменить непригодные детали, нам нужно отсоединить корпус от коробки переключения передач специальными болтами, потом снять крышку аппарата управления понижающим редуктором.

Специальными болтами вы прессуйте вал сцепления и замените главный диск тормозка.
Мы уже говорили о возможности износа вилки. Если вы наблюдаете свободный ход переключателя ступеней понижающего редуктора, то причина именно в её непригодности.

Чтобы проверить вилку так же само снимают крышку аппарата управления понижающим редуктором, как бы вы делали при замене диска. Извлеките вилку переключения, вставьте её через паз в зубчатую муфту и проверьте зазор.

Вилку с муфтой заменяют, если зазор между ними — 3 мм и более. Чтобы заменить зубчатую муфту, разверните остов и разъедините коробку передач и корпус сцепления. Если рычаг переключения передач болтается, или вы заметили неполный выход шестерен из сцепления, или их произвольное выключение, тогда причина неполадки в недостаточном трении вилок переключения.

Проверьте, может пружины фиксаторов потеряли свою упругость.
Снимите механизм переключения передач и удостоверьтесь в работе наконечника рычага переключения передач. Осмотрите щеки вилок. Обратите внимание на толщину щек, щель между планками переключения передач, ширину зева. Посмотрите, не стерлись ли детали и соответствуют ли требуемым размерам.

Зазор между планками должен быть не больше 1,6 мм, а толщина шеек вилки не меньше 8,2 мм. Если стерлись, заменяем. Щеки фигурируют при переключении первой передачи и заднего хода, если у нас возникают с этим проблемы, снимаем боковые крышки, вынимаем вилки и проверяем толщину щек вилки первой передачи и заднего хода. При толщине щек менее 8 мм, выбрасываем их и заменяем на новые.

Работа коробки передач МТЗ 80 фото

Ранее мы упоминали шумы при работе КПП трактора МТЗ-80. Если дело не в шестернях и их сцеплении, то возможно у вас полетели подшипники. Они могут заклинивать или вообще быть разрушены.

Чтобы это исправить, слейте машинное масло из коробки передач, снимите пол кабины и корпус КПП. Если это необходимо, снимите раздаточную коробку или боковые крышки. Чтобы починить подшипники, прокрутите насколько это возможно монтажным ломом все валы вокруг их оси и по радиусу.

Движение вала не должно ощущать. Во время вращения вала подшипники должны надежно находиться в их гнездах. Даже если прокрутка валов еле ощутимая, или прокручиваются обоймы подшипников, полностью снимите КПП с трактора, разберите коробку передач и замените старые органы при помощи съемников.

Если вы все осмотрели снаружи, а причин поломок не нашли, обратите внимание на вторичный вал. Специальным прибором определите зазор в его подшипниках. Чтобы это сделать, поставьте индикатор ножкой в упор на торец зубца шестерни и проверните вторичный вал по его оси.

Зазор в оси вторичного вала может возникнуть даже от ненадежности крепления гайки вала. поэтому перед тем как делать вывод о стертости подшипников и бежать покупать новые, убедитесь, что гайка вторичного вала крепко затянута. Чтобы исправить возникший осевой зазор, разъедините коробку передач и задний мост и выпрессуйте стакан подшипника вторичного вала. Выключаем передачу и проверяем уровень затяжки подшипников.

Работа коробки передач МТЗ 80 фото

Для проверки используем динамометрический ключ. Когда замените толщину прокладки вала, зазор и осевое движение вала исправится. В исправном состоянии вал должен вращаться в пределах 7-8 Нм.

Если мы уже докопались до вторичного вала, еще не мешает проверить высоту ведущей шестерни вторичного вала. Чтобы измерить её высоту, прикладываем к торцам шестерни планку а к ней штангенциркуль или штангенглубинометр. В идеале высота ведущей шестерни должна быть около 57,85-58,15 мм.

Если её высота уходит от нормы, нам нужно снять шестерню и либо отшлифовать регулировочную втулку либо установить втулку большей толщины. Это зависит от того больше или меньше положенного высота нашей шестерни. Пример измерения высоты ведущей шестерни показать на рисунке ниже.

  1. штангенглубинометр
  2. планка
  3. ведущая шестерня вторичного вала

Если ваша проблема заключается в том, что коробка передач постоянно стучит и стук пропадает во время переключения передач, у вас стерлись зубцы некоторых шестерен КПП МТЗ-80.

Снимите раздаточную коробку и крышки коробки передач. После этого проверьте состояние шестерен. Для удобства и эффективности проверки домкратом подымите одно колесо и прокрутите его. чтобы видеть все шестерни. После того, как вы увидели порченные шестерни, разберите коробку переключения передач и замените их.

КПП МТЗ 80 и МТЗ 82 схема

Итак, нами ранее были рассмотрены составные части КПП (коробки переключения передач) трактора МТЗ-80, а также варианты поломок в КПП и возможности их исправить.

МТЗ 80 кпп схема фото

Как дополнение можно сказать, что вышеизложенными описанием и инструкциями можно воспользоваться при работе с коробкой передач на тракторе МТЗ-82, так как по конструкция МТЗ-82 не особо далеко продвинулась от своего предшественника.

Какая скорость трактора МТЗ 80

Тракторы МТЗ-80 обладают относительно высокими показателями как для отечественной техники, если дело касается скорости. Такой агрегат свободно развивает скорость около 35 км/ч.

Для улучшения их возможности передвигаться изготовители ставят на МТЗ-80 пневматическую систему торможения прицепа и световые сигналы. У тракторов МТЗ хорошо развита способность выполнять транспортные работы и по своим возможностям они равны грузовикам.

Какая мощность трактора МТЗ 80

Выше упоминалось, что трактор МТЗ-80 может похвастаться приличными показателями в скорости и транспортных работах. Эти данные объясняются тем, что на МТЗ-80 ставят дизельные двигатели Д-240Л.

Двигатель впрыскивает топливо и обеспечивает объемно-пленочное образование смеси в камере сгорания и позволяет агрегату достигать мощности в 80 лошадиных сил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *